7 самых неудачных портативных консолей
Год 2011 будет славен в игровой индустрии выходом сразу трех портативных консолей, две из которых – Nintendo 3DS и Playstation Vita, как известно, открывают восьмое поколение приставок. Но пока состязание гигантов не началось, можно вспомнить их не столь успешных предшественников. Не только титаны рынка делают карманные игровые устройства – иногда за дело берутся компании поменьше или вообще всякие левые «Нокии» и выдают на-гора очень примечательные экземпляры собственного бессилия. Сейчас мы посмотрим на семь самых неудачных портативок, список которых тщательно отобран экспертной комиссией, состав которой пусть останется в секрете, чтобы избежать обвинений в этой самой необъективности (а ее тут полно). Имейте в виду, порядок в списке чисто хронологический, от самого старого фэйла до наиболее актуального.
Так что начнем с Nintendo. В 1995 году аксиома – «всё что делает большая N – хорошо» перестала иметь смысл. Помог изобретатель «Гейм Боя» Ганпей Йокои, в этот раз родивший монстра франкенштейна по имени Virtual Boy. Выглядел «монстр» как шлем виртуальной реальности (модная в середине 90-х тема) с добавленным к нему гейпадом и работал от шести батареек. Строго говоря, эту консоль трудно назвать портативной, потому что непонятно, как удерживать на голове массивные стереоскопические очки, например, в автомобиле. Но это было бы не так страшно, если бы не экран, от которого шарахались дети. Из-за несовершенства тогдашних технологий изображение было сделано красно-черным, что убивало весь эффект глубины. Более того, как выявилось в результате исследований, детские глаза начинали болеть после длительного контакта с «виртуальным мальчиком». Консоль была проклята, увидела всего 15 или 20 игр (в зависимости от региона) и поставила крест на карьере господина Йокои.
Вообще 1995-й оказался богат на ненужные портативки. Еще одной подбитой курицей стал Sega Nomad, создававшийся как карманный аналог Mega Drive. Консоль работала с картриджами от большой приставки, имела 6 кнопок для удобного махача в Mortal Kombat и цветной экран… Но снова в дело вмешались батарейки, которые съедали заряд за 3 часа. Существовавший адаптер питания выглядел странным решением: во-первых, зачем он нужен карманной консоли, во-вторых, стоил он как сам «Номад». Неудивительно, что девайс не пользовался особой популярностью, не вышел в Европе и в итоге продался всего миллионным тиражом на фоне тридцати миллионов «мегадрайвов». Впрочем, определенный (довольно большой) круг фанатов у этого кочевника остается до сих пор. Гораздо больший, чем у одноименного игрожура (ДА Я ЕГО ПОМЯНУЛ И ЧТО).
Два года спустя из офиса компании Tiger вышла на свет вещь под названием Game.com. Это была первая карманная консоль с сенсорным экраном, возможностью выхода в Интернет (под это дело докупался модем, но сервис так никогда и не заработал) и функциями КПК. Но лучше бы ее не было. Потому что черно-белый (1997 год на дворе!) экран Game.com имел очень низкую скорость обновления, а 8-битный процессор смотрелся смешно на фоне производительности того же Game Boy. В итоге даже присутствие в библиотеке таких игр как Resident Evil 2, Sonic Jam и Duke Nukem не смогло помочь этой маленькой серенькой коробочке.
Следующего серьезного провала пришлось ждать много лет. И вышел он совсем не таким, как предыдущие. Tapwave Zodiac, сочетавший в себе возможности карманного компьютера на базе Palm OS (с WiFi и графическим ускорителем!) и нормальной игровой приставки, был отлично принят критиками в 2003 году, получил много наград от разных изданий и проч. и проч. Достаточно сказать, что про игры для этой консоли регулярно писал крупнейший профильный сайт Gamespot, выдавая восьмерки и девятки тамошним Дюкам Нюкемам и Spy Hunter’ам. Беда была одна – время подобных девайсов на тот момент еще не пришло. Поэтому продажи оказались катастрофическими – меньше 200 тысяч Зодиаков заняли свое место в чьих-то карманах.
Чуть лучше было дело с Nokia N-Gage, знаменитой у нас как «гага». Девайс продался тиражом более чем в три миллиона штук, что, конечно, удивительно, потому что его создатели сами пихали палки в колеса этой прекрасной машинке. Прежде всего, на момент появления осенью 2003 года этого смартфона использовавшаяся в нем версия платформы Symbian безнадежно устарела, и в итоге сторонние телефоны запускали игры с N-Gage лучше, чем само специализированное устройство. Также из-за особенностей динамика держать «гагу» надо было ребром к уху, очень красиво и удобно, за что владельцев быстро прозвали «чебурашками».
Типичный американский геймер пытается освоить новый гаджет
И, конечно, помог экран о 4096 цветах, который просто не подходил для привычных жанров, вроде FPS или платформеров из-за своей портретной ориентированности. Можно добавить еще немного слов про кошмарный маркетинг, в результате которого покупатели не могли понять, что эта вещь умеет еще и звонить, жуткую цену, в три раза большую, чем у Game Boy Advance – и удивиться, что после себе смартфон оставил с десяток шедевральных эксклюзивных игр, в которые никто не сыграл. Среди плеяды потерянных звезд – феноменальной проработки тактическая RPG Rifts, отличная третья часть Splinter Cell, коряво портированная на Nintendo DS и две пошаговые стратегии про Вторую Мировую под общим брендом Pathway to Glory.
В 2004 году сделали новую версию смартфона, N-Gage QD, гораздо более дешевую и удобную в обращении, правда, все еще со старым «симбианом» и без нормального музыкального плеера, но было уже поздно, потому что PSP и DS стояли у ворот.
Британская консоль от компании Tiger Telematics (не путайте с создателями вышеописанного Game.com, это мода у лузеров, называться «тиграми») со странным названием Gizmondo должна была стать конкурентом Nintendo и Sony - и сделано для этого было очень многое. Прежде всего, приставка была мощнее PSP примерно раза в полтора, за графику в ней отвечал первый в мире чип от NVidia для мобильных устройств. В Gizmondo уже в 2005 году были GPS, камера, слот для карт памяти SD, sim-карты для SMS и мобильного интернета, WiFi, Bluetooth, miniUSB, Windows Media Player и губозакаточная машинка для тех, кто не мог заплатить жалкие 400 долларов за это чудо техники. Специально для последних выпускалась версия подешевле, за 229 долларов, отличавшаяся встроенным рекламным сервисом Smart Adds (он должен был показывать ролики с прокладками и кормом для собак во время игры, но так никогда и не заработал). Почему вы ничего не знаете о Gizmondo? Потому что она жутко провалилась, став самым неудачным игровым девайсом по числу проданных единиц (25 тысяч, итоговый доход можете подсчитать сами). Компания, сделавшая эту штуку, обанкротилась, а ее главного инвестора повязали за связь с шведской мафией. Финита ля гизмондо!
И вот он, вот он, самый последний по времени эпикфейл моей мечты, здоровенный, наконец-то от Sony! Вы все прекрасно знаете PSP Go, позорный эксперимент на людях. Как известно, с появлением в жизни западного человека скоростного интернета модель распространения контента (не только игр) на физических носителях несется в гроб семимильными шагами. Sony ВНЕЗАПНО узнала про это в 2009-м и решила проверить. Не на маркетологах. На покупателях. Выпустив консоль без привода UMD. Вот только цели обеспечить пользователей всеми играми не ставилось. Выбор того, что можно загрузить на PSP Go, мягко говоря, несопоставим с общей библиотекой платформы (хотя те игры, что выходили после 2009 года, SCE старалась издавать в цифровом формате). Добавьте к этому меньший, чем у обычной PSP экран и большую цену, и поймете, почему полтора года спустя, этой весной, производство девайса было прекращено, а консоль перестали поставлять в магазины Европы и Японии, решив заканчивать эксперимент на жителях ковбойского континента.
Выводы у нас самые простые – врут ошибаются все, даже признанные лидеры. Не делают промашек только китайские цеховики, клепающие клоны «геймбоев» и «мегадрайвов» по 10 долларов штука, поэтому их поделки принципиально не включены в список. Если какая-то из вышеназванных консолей является вашей любимицей – можете пояснить все ее прелести в комментариях. А я пойду искать на eBay страшную вещь под названием Watara SuperVision…
Virtual Boy | 18.4% | |||
Nomad | 11.5% | |||
Game.com | 6.9% | |||
Zodiac | 6.9% | |||
N-Gage | 29.9% | |||
Gizmondo | 12.6% | |||
PSP Go | 41.4% |